Время для прочтения - 3 минуты.

 

Автор: Ерлан Жангужин

 

Зачастую, в квазигосударственном секторе, возникали и продолжают возникать вопросы при определении в организации лиц, приравненных к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций (далее – приравненное(-ые) лицо(-а)). 

Так, в период первого этапа всеобщего декларирования, стартовавшего 1 января 2021 года, когда впервые от приравненных лиц и их супругов требовалось представление декларации об активах и обязательствах в соответствии с Законом «О противодействии коррупции» (далее – Закон) и Налоговым кодексом, не всегда комплаенс-специалисты могли точно ответить на вопрос о том, кого в организации считать приравненным лицом?

А помимо деклараций не стоит забывать и об антикоррупционных ограничениях для приравненных лиц, запрету на осуществление определенной деятельности, недопустимости совместной работы близких родственников, супругов и свойственников и еще много чего в соответствии с Законом. 

Разберем для начала Закон, а именно самую первую статью Закона и разложим всё простыми словами.

Итак, в соответствии с Законом, «лицо, приравненное к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций» - лицо, исполняющее управленческие функции в государственной организации или субъекте квазигосударственного сектора, а также лицо, уполномоченное на принятие решений по организации и проведению закупок, в том числе государственных, либо ответственное за отбор и реализацию проектов, финансируемых из средств государственного бюджета и Национального фонда Республики Казахстан, занимающее должность не ниже руководителя самостоятельного структурного подразделения в указанных организациях.

В свою очередь, лицо, исполняющее управленческие функции в государственной организации или субъекте квазигосударственного сектора – лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию исполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в указанных организациях. 

 Далее становится уже понятнее, что такое организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Организационно-распорядительные функции – предоставленное в установленном законом порядке право издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными по службе лицами, а также применять меры поощрения и дисциплинарные взыскания в отношении подчиненных. 

Административно-хозяйственные функции – предоставленное в установленном законом порядке право управления и распоряжения имуществом, находящимся на балансе организации.

Аналогично понятия раскрываются и в Уголовном кодексе Республики Казахстан.

Простыми словами, организационно-распорядительные функции связаны с управлением людьми, а административно-хозяйственные – с распоряжением и управлением имуществом и/или денежными средствами, находящимися на балансе организации. 

Законодательством не определен четкий перечень должностей в организациях, кто является приравненным лицом.

Поэтому, для правильного решения вопроса, относятся ли работники организации к приравненным лицам, следует руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе положениями и должностными инструкциями, определяющими круг и содержание должностных полномочий работников организаций.

Как правило, управленческими полномочиями обладают: руководитель организации, первый заместитель руководителя организации (при наличии), главный бухгалтер и иные лица, имеющие право распоряжения и/или контроля над материальными ценностями, право издания приказов и распоряжений в соответствии с внутренними документами организации и/или выданными доверенностями.

Все зависит от объема организации, сектора экономики и так далее. У некоторых организаций есть исполнительный орган (например, правление), тогда как существуют организации, где руководство осуществляется единолично. 

Если работник организации исполняет обязанности приравненного лица, в том числе на основании доверенности и приказа о замещении, в таком случае, на период исполнения обязанностей, такой работник сам становится приравненным лицом, и, соответственно, до наделения полномочия должен осуществить меры, предусмотренные законодательством. Контроль часто осуществляется комплаенс функцией, например, в рамках согласования доверенностей.  

Кроме этого, не стоит забывать и о том, что помимо управленческих функций, приравненными лицами признаются лица, принимающие решения по организации и проведению закупок. Как разъясняет Антикоррупционная служба, если отдел является самостоятельным структурным подразделением государственной организации или субъекта квазигосударственного сектора и при проведении процедур закупок данного юридического лица назначается организатором закупок, либо полномочия по принятию решений по организации и проведению закупок закреплены в должностной инструкции руководителя соответствующего отдела, то руководитель данного отдела будет являться лицом, уполномоченным на принятие решений по организации и проведению закупок, и, соответственно, являться приравненным лицом.

Это один из примеров, кого в организации можно отнести к приравненному лицу. 

Из всего этого следует, что не только первый руководитель организации является приравненным лицом. Исходя из анализа должностных инструкций, внутренних документов организации, любого работника организации, если они наделены вышеуказанными функциями, можно отнести к лицу, приравненного к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций. 

И главное, что вы должны помнить!

В соответствии с Законом, основной задачей комплаенс функции является обеспечение соблюдения организацией и ее работниками законодательства Казахстана о противодействии коррупции.

Поэтому, правильная трактовка понятия лица, приравненного к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций в вашей организации является одним из первостепенных вопросов в деле по обеспечению соблюдения всех требований антикоррупционного законодательства.