Время для прочтения - 3 минуты.

 

Авторы: Даурен Акшалов, Рэмир Нигматулин 

 

Важной составляющей корпоративной культуры любой компании, включая квазигосударственный сектор, является активная работа по повышению прозрачности и противодействию коррупции. В этом контексте компании, входящие в группу «Самрук-Қазына» и Фонда, сделали значительный шаг вперед, в развитии комплаенс функции (от англ. Compliance - соблюдение) в квазигосударственном секторе.

 

Комплаенс-службы группы компаний Фонда обладают своими особенностями. Помимо вопросов, указанных в антикоррупционном законодательстве Казахстана, комплаенс-службы группы Фонда также активно внедряют опыт по соблюдению международных регуляторных и санкционных требований. Фонду как основному акционеру национальных компаний всегда нужно контролировать риски, возникающие в группе компаний для своевременной митигации (управлением рисками). Хотелось бы поделиться некоторыми особенностями и опытом моих коллег.

Комплаенс: ключевая составляющая корпоративной культуры в современном бизнесе

 

Листинговый комплаенс: опыт КазМунайГаз

В 2022 году КазМунайГаз (КМГ) стала публичной компанией, и ее акции теперь торгуются на казахстанских биржах AIX и KASE. Для предотвращения использования закрытой корпоративной информации в целях спекуляции на бирже была введена система листингового комплаенса (от англ. listing, включение ценных бумаг в биржевой список). Комплаенс-служба КМГ осуществляет контроль за использованием инсайдерской информации и активно способствует предотвращению инсайдерских сделок на бирже.

Применение международных стандартов прозрачности и противодействия коррупции: опыт комплаенс-службы в компании Казатомпром

АО «НАК Казатомпром» также является публичной компанией, и его ценные бумаги торгуются на Лондонской фондовой бирже (LSE). Служба комплаенс в Казатомпроме, помимо контроля за локальными регуляторными рисками, активно следит за соблюдением нескольких важных аспектов.

Во-первых, Служба комплаенс осуществляет контроль за соблюдением требований LSE, касающихся неправомерного использования инсайдерской информации. Это важное мероприятие для предотвращения злоупотреблений и обеспечения честной торговли на фондовой бирже.

Во-вторых, Казатомпром активно следит за требованиями закона Великобритании «О взяточничестве» (UK Bribery Act), который обладает экстерриториальным юридическим действием. Это означает, что закон распространяется на юридические лица, зарегистрированные в Великобритании и осуществляющие деятельность как на её территории, так и за её пределами. Служба комплаенс Казатомпрома строго следит за соблюдением данного законодательства, что является важным элементом борьбы с коррупцией.

Отличительной особенностью нашего антикоррупционного законодательства от UK Bribery Act является не только его экстерриториальность, но и предусмотренная уголовная ответственность юридического лица, включая невозможность предотвращения коррупционного преступления. Это существенно повышает степень ответственности и стимулирует Казатомпром внедрять эффективные меры противодействия коррупции.

 

Обеспечение соблюдения международных требований: комплаенс-служба компании Air Astana

В связи с глобальной деятельностью Air Astana, охватывающей полеты по всему миру, компания обязана контролировать ряд требований международного законодательства, включая санкции и защиту персональных данных Европейского Союза.

За последний год, в связи с изменениями в геополитической ситуации, важным аспектом работы комплаенс-службы стала проверка соответствия компании международным санкциям, которые вводятся различными странами. Департамент по вопросам комплаенс в Air Astana разработал и внедрил собственные меры для предотвращения и смягчения рисков, связанных с международными санкциями. Была разработана политика соблюдения санкций, введен ежедневный мониторинг новостей о введенных санкциях со стороны США, Европейской комиссии, Великобритании и других стран, а также постоянная проверка контрагентов и поставщиков на соблюдение санкций. Также комплаенс-служба Air Astana осуществляет контроль за соблюдением требований Общего регламента по защите данных (General Data Protection Regulation, GDPR) - постановления Европейского Союза, направленного на усиление и унификацию защиты персональных данных всех лиц в ЕС. Это постановление также регулирует экспорт данных из Европейского Союза.

Также есть и другие портфельные компании со своими особенностями комплаенс контроля, но о них расскажем уже в следующий раз.

В заключение, наличие комплаенс-функции в компаниях, особенно для иностранных инвесторов, играет важную роль. Она служит доказательством чистоты бизнеса, законопослушности, прозрачности и ответственности исполнительных органов. Комплаенс способствует развитию отношений, основанных на принципах равноправия и справедливости, а также высокому уровню корпоративной культуры и профессионализма.

В словах Paul McNulty, заместителя генерального прокурора США, звучит важное напоминание о цене невыполнения требований: "Если считаете, что соблюдение законов — это дорого, попробуйте их не соблюдать" (If you think compliance is expensive, try non-compliance). Комплаенс становится неотъемлемой частью успешного и этичного бизнеса в современном мире.