Время чтения – 4 минуты
Наверное, каждый согласится, что современные технологии за последние несколько лет стали неотъемлемой частью нашей профессиональной жизни. Все крупные компании повсеместно используют облачные технологии для хранения и передачи данных, встречи все чаще переходят в онлайн платформы, а подписание документов осуществляется посредством электронно-цифровой подписи. При этом, самым интересным и многообещающим на данный момент является Искусственный Интеллект (Artificial Intelligence – AI или ИИ). По данным McKinsey 72% компаний по всему миру уже используют искусственный интеллект.
Специалисты в сфере комплаенс все чаще слышат о том, что в тех или иных автоматизированных инструментах им уже сейчас помогает ИИ. Например, ИИ активно используется в таких процессах, как проверка контрагента, составление отчетов, анализ вероятности быть вовлеченными в торговые санкции и многие другие.
Однако, ИИ может быть также очень полезным помощником непосредственно для каждого из нас. Он может выступать в роли ассистента, который сократит время, затрачиваемое на рутинные задачи, и упростит их. В этой статье мы с вами рассмотрим несколько примеров, которые помогут нам использовать ИИ в ежедневной работе.
Пример 1 – Генерация документов и отчетов
Искусственный интеллект может существенно упростить подготовку отчетов и создание документов, что особенно важно для специалистов комплаенс. Представьте, что раньше вы вручную собирали данные из разных источников, проверяли их точность и компоновали отчет. Это занимало много времени и требовало предельной внимательности. ИИ может помочь вам с этими процессами.
Возьмем для примера формирование отчета о проведении комплаенс расследования. Формат отчета и его структура могут в разных компаниях быть разными, однако основные составляющие есть практически в каждом отчете. Например, такие как план расследования, результаты проведенных интервью, результаты технических расследований, митигирующие действия и заключение. Часто к каждому из этих этапов расследования привлекаются разные ответственные, которые в результате предоставляют свое экспертное заключение, которое вам необходимо будет включить в отчет о расследовании. И именно тут к нам на помощь приходит ИИ. Мы можем приложить ему форму отчета, добавить к нему экспертные заключения каждого ответственного и поставить перед ним задачу заполнить отчет. Кроме этого, мы можем попросить его на основании имеющейся информации написать заключение.
Пример 2 – Адаптация политик и регламентов
Данный пример должен помочь коллегам, которые работают в международных компаниях. Как правило, когда в штаб-квартире внедряют новую политику, регламент или процедуру, этот документ необходимо адаптировать под каждый рынок и имплементировать его. Здесь также ИИ может помочь вам. Поставив перед ним задачу оценить соответствие нового регламента требованиям локального законодательства, вы будете знать какие корректировки нужно будет внести, попросив его разработать план имплементации политики, вам будет легче учесть все этапы по внедрению новых процессов, а запросив у него подготовку информационной рассылки с кратким и интересным изложением содержания документа, у вас будет драфт хорошего информационного письма.
Пример 3 – Анализ данных и предсказание рисков
Искусственный интеллект может значительно помочь в выявлении и управлении потенциальными рисками, анализируя большие объемы данных и находя закономерности, которые человеку обнаружить было бы сложно.
Примером может служить прогнозирование финансовых или репутационных рисков, связанных с изменениями на рынке. Системы ИИ могут анализировать новости, публикации в СМИ и социальные сети, чтобы заранее предупреждать о возможных кризисных ситуациях, влияющих на деятельность компании. Таким образом, специалисты могут принимать превентивные меры для минимизации ущерба.
ИИ также может использоваться для оценки вероятности того, что компания или ее партнеры попадут под санкции, основываясь на предыдущем поведении, географических факторах и изменениях в законодательстве. Это помогает комплаенс-службе быть более подготовленной и проактивно управлять рисками.
Искусственный интеллект, несмотря на свои преимущества, имеет ограничения. Он анализирует данные на основе алгоритмов и исторической информации, что может привести к ошибкам, если данные устарели или неполны. Поэтому комплаенс-специалистам важно проверять результаты ИИ и не полагаться на них вслепую. Кроме того, ИИ работает в рамках заданных параметров и может не учитывать особенности законодательства в разных юрисдикциях, что требует доработок или ручной проверки. Осознание этих ограничений позволяет использовать ИИ более эффективно, минимизируя риски.
Как мы видим, ИИ открывает перед нами новые горизонты в мире комплаенса, облегчая выполнение рутинных задач и помогая сосредоточиться на более стратегических и значимых аспектах нашей работы. Благодаря ИИ мы можем эффективнее анализировать данные, предвидеть риски и автоматизировать сложные процессы, которые раньше требовали больших временных затрат. Интеграция этих технологий не только делает нашу работу проще, но и повышает качество и точность принимаемых решений.
Использование ИИ в комплаенсе – это возможность шагнуть в будущее, где современные технологии помогают нам создавать более безопасную и устойчивую деловую среду. Все эти действия сэкономят для вас время, которое вы сможете потратить на свое развитие и выполнение стратегических задач. Мы с вами в этой статье рассмотрели только несколько примеров использования искусственного интеллекта, в действительности же их может быть бесконечное множество. Поэтому, пользуйтесь, экспериментируйте, развивайтесь и наслаждайтесь будущим, которое уже наступило.
Авторы:
Романов Артем - LL.M., Магистр международного права, Руководитель службы комплаенс, Mercury Properties Solutions
и GPT Chat – генеративный искусственный интеллект