Автор - Ахмад Умаров, Член Комитета по санкционным рискам Ассоциации комплаенс и деловой этики, Старший менеджер по рискам и санкциям ТОО «НМСК «Казмортрансфлот»
Время прочтения - 4,5 минуты
Введение
В третью годовщину военного вторжения России в Украину Европейский Союз утвердил 16-й пакет санкций, принятый 24 февраля 2025 года, направленный против России и связанных с ней субъектов. Этот пакет включает новые торговые ограничения и финансовые санкции, а также пересматривает и в ряде случаев сужает существующие исключения, которыми бизнес мог пользоваться для законного продолжения определённых видов деятельности.
Новые меры введены Регламентом Совета (ЕС) 2025/395, который вносит изменения в основной санкционный Регламент (ЕС) № 833/2014, а также Регламентами Совета (ЕС) 2025/398 и 2025/401, обновляющими санкции в отношении оккупированных Россией территорий Украины (Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областей, а также Крыма и Севастополя).
В статье рассматриваются ключевые исключения Регламента Совета (ЕС) 2025/395, касающиеся отдельных отраслей и бизнеса. Особое внимание уделено переходным механизмам, которые позволяют компаниям адаптироваться к новым ограничениям, не нарушая законодательство ЕС.
Переходные импортные квоты на российский алюминий
Одной из ключевых мер Регламента Совета (ЕС) 2025/395 стало поэтапное введение запрета на импорт российского первичного алюминия, который является стратегически важным металлом для автомобильной, аэрокосмической, упаковочной и строительной отраслей. Чтобы избежать резких перебоев в поставках, ЕС предусмотрел переходный период с возможностью использования квотных исключений.
В течение следующих 12 месяцев европейские покупатели смогут ввозить до 275 000 тонн российского первичного алюминия в рамках установленной квоты, что составляет примерно 80% от объёмов импорта данного металла в ЕС в 2024 году. Этот льготный период, действующий до 26 февраля 2026 года, призван дать производителям время на поиск альтернативных поставщиков без риска остановки производства.
После вступления в силу полного запрета в 2026 году предусмотрено ограниченное исключение для исполнения контрактов, заключённых до февраля 2025 года. В рамках этого механизма компании смогут импортировать дополнительно до 50 000 тонн российского алюминия до конца 2026 года.
Например, европейский производитель упаковки или автокомпонентов, имеющий долгосрочный контракт с российским металлургическим комбинатом (например, с заводами "Русала"), сможет воспользоваться этими квотами для постепенного сокращения закупок, избегая резкого разрыва поставок.
Ужесточение экспортного контроля – почти полное прекращение исключений для товаров двойного назначения
Регламент Совета (ЕС) 2025/395 вводит дополнительные ограничения на экспорт высокотехнологичной продукции и товаров двойного назначения в Россию, при этом оставляя лишь минимальные возможности для исключений, с которыми бизнесу необходимо разбираться детально.
16-й пакет санкций значительно расширяет перечень контролируемых товаров, добавляя отдельные химические прекурсоры, программное обеспечение для станков с числовым программным управлением (ЧПУ), компоненты систем управления беспилотниками и соединения хрома, которые могут быть использованы в российском военно-промышленном комплексе. Ключевым изменением стало ужесточение или полная отмена ранее существовавших лицензируемых исключений для экспорта продукции двойного назначения и массовых гражданских технологий.
Ранее определённые категории массового IT-оборудования или обновлений программного обеспечения могли поставляться в Россию по общим исключениям, что позволяло обходиться без индивидуального лицензирования. Теперь любые поставки требуют либо специального разрешения, либо обязательного уведомления, что фактически закрывает возможность экспорта без прямого контроля.
На сегодняшний день исключение сохраняется только для медицинской и фармацевтической продукции, но и оно действует только при отсутствии признаков военного применения.
Например, Эмиратская фармацевтическая компания, поставляющая медицинское оборудование, всё ещё может экспортировать определённые устройства или программное обеспечение для больниц в Россию. Однако производитель массовой электроники теперь не сможет экспортировать IT-оборудование без строгого контроля, даже если оно предназначено исключительно для гражданского использования.
Финансовые послабления – механизмы выхода с рынка и возврата активов
Новый санкционный пакет также расширяет финансовые ограничения, включая запрет на транзакции с рядом российских банков и альтернативной платёжной системой СПФС. Однако Регламент Совета (ЕС) 2025/395 предусматривает целенаправленные послабления, позволяющие компаниям завершить деятельность в России и вывести застрявшие в санкционной системе средства.
Список финансовых организаций, подпадающих под запрет, дополнен, в частности, БелВЭБ, Белгазпромбанком и шанхайским филиалом ВТБ, которые признаны вовлечёнными в схемы обхода санкций. При этом регламент прямо предусматривает исключения для транзакций, “необходимых для погашения гарантий, выданных государством-членом ЕС, выхода из активов в России, завершения деятельности в России или исполнения определённых контрактов”.
Фактически это означает, что европейская компания, покидающая российский рынок или ликвидирующая совместное предприятие, может проводить сделки с указанными банками, если они направлены исключительно на завершение бизнеса. Например, допускаются:
- - перевод выручки от продажи российского актива;
- - погашение кредита, обеспеченного государственной гарантией ЕС.
Такие исключения играют ключевую роль для компаний, нуждающихся в легальном механизме выхода из российской экономики без нарушения санкционного режима.
Дополнительно новые правила корректируют основания для лицензирования, позволяя размораживать средства в ряде конкретных случаев.
Для понимания работы данного исключения представлен следующий пример: если французская компания завершает деятельность в России, она может взаимодействовать с санкционными банками (например, ВТБ в Шанхае или Белгазпромбанком), но исключительно для целей выхода с рынка или погашения обязательств. Также, если средства компании были заморожены в ходе трансакции из-за вовлечённости санкционного банка, предусмотрена возможность подачи запроса на разблокировку, что помогает избежать финансовых потерь.
Энергетическая торговля и транспорт: ограниченные исключения для обеспечения критически важных поставок
16-й пакет санкций ЕС усилил ограничения в отношении энергетического сектора и транспортных связей России, ужесточив запреты, но сохранив ряд узких исключений, имеющих значение для отдельных отраслей.
Одним из ключевых изменений стало отменa ранее действующего исключения, позволяющего хранение и транзит российской нефти через порты ЕС при соблюдении ценового потолка G7. Ранее европейские логистические и терминальные компании могли обрабатывать российскую нефть и нефтепродукты, предназначенные для третьих стран, если они закупались ниже установленного лимита. Теперь же любой вид временного хранения, перевалки или обработки российской нефти в портах и свободных зонах ЕС запрещён, независимо от закупочной цены. Это закрывает лазейку, которой пользовались нефтетрейдеры и портовые операторы, обеспечивая транзит российских энергоресурсов через Европу.
В то же время Совет ЕС предусмотрел исключение, позволяющее продолжение импорта российского СПГ через определённые терминалы. В частности, разрешены поставки СПГ в терминалы, интегрированные в общеевропейскую газотранспортную сеть, тогда как изолированные терминалы, не подключённые к общей системе газопроводов, теперь подпадают под запрет.
Это компромиссное решение означает, что такие страны, как Испания, Франция и Бельгия, которые значительно зависят от поставок российского СПГ и чьи терминалы обеспечивают снабжение общеевропейской сети, смогут продолжить импорт. Например, испанская энергетическая компания может по-прежнему закупать российский СПГ через основной терминал регазификации, в то время как изолированные терминалы, не подключённые к магистральной газовой системе, не смогут принимать российский газ.
Последствия запрета на хранение нефти
Например, европейская логистическая компания, базирующаяся в Роттердаме, ранее занималась хранением российской нефти в портах перед её дальнейшей отправкой покупателям в Азии и Африке. До введения 16-го пакета санкций такая деятельность была законной при условии, что нефть продавалась по цене, соответствующей ценовому потолку установленному G7 (price gap). Однако теперь, в соответствии с новыми мерами, любой транзит и хранение российской нефти в портах ЕС полностью запрещены.
В результате компания обязана немедленно прекратить приём российских нефтеотгрузок, расторгнуть действующие контракты и пересмотреть свою операционную деятельность, чтобы избежать нарушений санкционного режима.
Практическое применение исключения для импорта СПГ
В то же время испанский энергетический провайдер продолжает использовать российский СПГ для работы своих газовых электростанций. Поскольку его импортный терминал подключён к общеевропейской газовой сети, он может продолжать закупки российского СПГ в рамках новых санкционных правил. Однако если бы эта же компания эксплуатировала небольшой, изолированный СПГ-терминал без выхода в общеевропейскую газотранспортную систему, поставки российского газа для него были бы запрещены. В этом случае компании пришлось бы искать альтернативных поставщиков или остановить деятельность данного терминала.
Ограничения на сделки с российскими портами и аэропортами: ключевые исключения
Компании, работающие в сфере морских перевозок и логистики, должны учитывать, что любые операции, связанные с пятью недавно включёнными в санкционный список российскими портами (Астрахань, Махачкала, Усть-Луга, Приморск, Новороссийск) или определёнными аэропортами, теперь требуют тщательной проверки и соответствия строго ограниченному перечню разрешённых операций.
Исключения из запрета на транзакции с российскими портами.
-
Разгрузка и реэкспорт нефти не российского происхождения через порты Астрахань, Махачкала, Усть-Луга, Приморск и Новороссийск для транзита через территорию России.
-
Перекачка нефти по трубопроводу из порта Махачкала в Чёрное море через Новороссийск, при условии, что нефть не российского происхождения.
Для соблюдения исключения компании должны обеспечить:
- - Нефть должно полностью быть нероссийского происхожения (запрещено наличие примесей).
- - Отсутствие финансовой выгоды для санкционированных российских субъектов.
- - Подтверждение происхождения нефти в транспортных и торговых документах.
- - Конечный грузополучатель не является российским резидентом.
Пример: Казахстанская нефтяная компания, экспортирующая нефть через Махачкалу в Новороссийск для дальнейшей отправки в страны ЕС, может законно осуществлять операции в рамках исключения ЕС, если нефть сертифицирована как казахстанская, не принадлежит российским структурам и не приносит выгоды санкционным лицам.
-
Транзит нефти через Усть-Лугу или Новороссийск, если поставки подпадают под ранее утверждённые исключения (например, трубопроводные поставки нефти в страны ЕС без выхода к морю).
Пример: Венгерская энергетическая компания, импортирующая нефть через нефтепровод "Дружба", может продолжать ограниченные транзакции с санкционными российскими портами на основании исключений ЕС в сфере энергетической безопасности.
-
Аварийные заходы судов в случае необходимости (например, поломка, погодные условия), а также операции по обеспечению экологической и морской безопасности, включая ликвидацию разливов нефти и спасательные работы.
Пример: Европейское судно под флагом ЕС теряет ход у побережья Новороссийска из-за поломки двигателя. Власти предоставляют экстренное право на заход в порт для проведения ремонтных работ, что подпадает под исключение, одобренное национальными регулирующими органами.
Заключение
16-й санкционный пакет ЕС продолжает жёсткую экономическую линию в отношении России, одновременно оставляя ограниченные исключения для защиты интересов европейского бизнеса.
Компании, работающие на международном рынке, должны учитывать, что пространство для манёвра сужается. В некоторых отраслях — например, в импорте металлов или высокотехнологичном экспорте — предусмотрены переходные механизмы, такие как квотированные поставки и продление сроков исполнения требований. Однако ранее доступные широкие исключения, включая использование инфраструктуры ЕС для транзита российской нефти или экспорт массовых IT-технологий, фактически устранены.
При этом ЕС признаёт необходимость упорядоченного выхода бизнеса из России, что подтверждается возможностью проведения отдельных операций по уже заключённым контрактам и определённым транзакциям, например, для ликвидации активов или исполнения обязательств перед государственными структурами ЕС.
Но тенденция очевидна: каждая лазейка постепенно закрывается, и те исключения, которые сегодня ещё действуют, могут быть пересмотрены в будущем. Для юристов и специалистов по санкционному регулированию главный вывод прост — санкционный режим ЕС продолжает развиваться, и важно не только следить за новыми запретами, но и корректировать стратегии работы в соответствии с изменяющимися исключениями.