Время чтения - 4 минуты
В данном материале мы хотим рассказать вам о случае с Standard Bank Group Ltd (SBG) и о важности информирования регуляторов для уменьшения последствий коррупционных правонарушений.
Управление по борьбе с серьезным мошенничеством (SFO), главный новозеландский регулятор в области финансовых преступлений, в 2015 году завершило первое дело в Великобритании, возбужденное в соответствии с разделом 7 Закона о взяточничестве 2010 года (UKBA) посредством Соглашения об отсрочке судебного преследования (DPA).
Данное дело было связано с получением полномочий действовать от имени правительства Танзании дочерней компанией SBG, Stanbic Bank Tanzania Ltd (Stanbic) для привлечения инвестиций путем частного размещения суверенных облигаций. В 2012 году правительство Танзании начало процесс привлечения 600 миллионов
долларов США. На тот момент Stanbic, не имеющий лицензии на работу с иностранными инвесторами, привлек компанию Enterprise Growth Market Advisors Limited (EGMA) для получения мандата у Правительства Танзании.
Что интересно, один из трех директоров и акционеров EGMA был членом правительства Танзании, а другой— бывшим генеральным директором Управления по рынкам капитала и ценным бумагам Танзании. Несмотря на то, что явно существовал риск ненадлежащего влияния, SBG не провел самостоятельную проверку в отношении EGMA и положился на свой дочерний банк в лице Stanbic, не запросив информацию о роли, которую должна была сыграть EGMA в данной сделке.
Таким образом, в ноябре 2012 года SBG получил полномочия действовать от имени правительства Танзании. Комиссия EGMA за сделку была установлена в размере 1% от привлеченных средств, а SBG должен был получить 1,4% от суммы привлеченных средств в качестве вознаграждения. Финансирование было завершено в марте 2013 года, тогда же SBG направил на счет EGMA в Stanbic их комиссию. На тот моменту SBG не было никаких доказательств, что EGMA действительно оказала какие-либо услуги, но все же он выплатил комиссию, и в течение десяти дней почти вся сумма была снята EGMA наличными.
Здесь важно отметить дальнейшие действия Stanbic и SBG, которые впоследствии позволили лорд-судье Левесон разрешить применение соглашения об отсрочке судебного преследования (Deferred Prosecution Agreement, DPA) и сократить размер штрафа на треть. А именно, после мгновенного снятия денег, работники Stanbic, заподозрив что-то неладное, быстро передали дело в головной офис SBG. SBG нанял для расследования юридическую фирму, и в течение месяца после того, как стало известно о проблеме, проинформировал SFO и Агентство по борьбе с серьезной организованной преступностью (ныне часть Национального агентства по борьбе с преступностью).
Этот случай важен по некоторым причинам. В данном случае впервые судом Великобритании было разрешено заключение DPA. Данная мера позволяет компаниям избежать уголовного преследования благодаря оперативному внутреннему расследованию, незамедлительному информированию регуляторов и сотрудничеству с регуляторами. Судом были учтены такие факторы как незамедлительное информирование регуляторов, активное сотрудничество, и также немаловажную роль сыграли отсутствие ранних судимостей по коррупции своевременно принятые меры по усилению контрольных процедур.
Таким образом, ICBC Standard Bank Plc (в то время Standard Bank Plc) решением суда должен был выплатить финансовый штраф и компенсацию в размере 33 миллионов долларов США.
Этот случай демонстрирует преимущества проведения быстрого и подробного расследования о нарушениях и сотрудничества с регулирующими органами. Он также подтверждает важность поддержания «адекватных процедур», направленных на предотвращение взяточничества и коррупции.