Сафонова Ольга

   

 

  Автор: Ольга Сафонова, эксперт в области международного права, к.ю.н.

 

 

В теории международного права санкции исследуются  при разработке вопроса международно-правовой ответственности и в отношении применения международно-правового принципа неприменения силы или угрозы силой, который не допускает военных действий без разрешения Совета Безопасности ООН.

Сегодня мы видим примеры, когда одни государства или группы государств (США, Европа) вводят санкции против других государств (Ирак, Иран, РФ, Беларусь), принимая их голосованием в своих Парламентах. Это не международные санкции, они не регулируются международным правом. По мнению большинства известных российских ученых-международников такие санкции являются незаконными, нелегитимными, противоправными. Мы выскажем более осторожную точку зрения, такие санкции не являются международно-правовыми санкциями, так как не основаны на нормах международного права и не одобрены ООН. Однако, их вполне можно назвать внешнеэкономическими мерами воздействия данных государств,  внутренними механизмами защиты своей экономики, наряду с эмбарго, введением госпошлин на ввоз товаров и проч. Потому что только само государство решает как и с кем оно будет или не будет вступать во внешнеэкономические отношения. С кем им торговать, а с кем нет.

Здесь можно согласиться с выводом Крицкого К.В. , сделанным в его диссертации (6) о том, что «односторонние ограничительные меры по своей правовой природе отличаются от санкций: первые применяются по решению органов власти государства (а не Совета Безопасности ООН); могут не иметь своим основанием предшествующее противоправное поведение другого государства; чаще направлены на побуждение или принуждение другого государства к изменению его политики. Односторонние ограничительные меры не представляют собой международно-правовой институт, а являются механизмом внешней политики конкретного государства. Отождествление односторонних ограничительных мер и санкций, в том числе на терминологическом уровне, юридически ошибочно».

В международном праве есть два вида ответственности политическая и материальная. Политическая ответственность сопровождается рядом принудительных мер в отношении государства-нарушителя. Важный момент на уровне ООН установить такое государство путем проведения международных расследований. Наиболее распространены такие формы политической ответственности как реторсии, репрессалии, сатисфакция, ресторация, приостановление членства или исключение из международной организации, подавление агрессора силой с применением оружия (для этого существуют вооруженные силы ОДКБ, ООН, НАТО и др. интеграционных государственных объединений). Все эти формы реализуются посредством применения санкций.

Санкции-это принудительные меры, применяемые к государству -нарушителю. Они могут быть применены международными организациями универсальными или региональными на основании норм международного права (в уставах этих организаций прописаны процедуры применения санкций, на которые согласились государства-члены). Объем и виды санкций зависят от тяжести нарушений и наступившего ущерба. Применение принудительных мер направлено на обеспечение международного правопорядка, но вместе с тем ограничено целью не допускать злоупотребление правом.

В международно-правовой науке заметны труды по санкциям в международном праве таких известных ученых как Черниченко С.В., Ушаков, Василенко, Жданов, Кельзен, Кешнер, Кунц, Лукашук, Колосов, Лазутин Л., Сарсембаев М., Капустин А. и другие.

По мнению Хабриевой Т. и Капустина А. «…мир вступил в эпоху «санкционного помрачения». Санкции у всех на слуху, принятие очередной порции санкций против несогласных ожидают, как прогноза  игр чемпионата мира по футболу. Такая обстановка в целом свидетельствует не только об упадке нравов на международной арене, но и об обострившемся дефиците международного права и основанного на нем международного порядка». Они также указывают на новый термин в международном праве-«международное сообщество». Это политико-правовая система суверенных государств, оказывающая влияние  на управление межгосударственными процессами. Дискуссионным ,по их мнению, остается вопрос о составе международного сообщества, соотношении права международного сообщества и международного права. На наш взгляд, такой проблемы не существует в международном праве. Нет такого субъекта международного права как «международное сообщество». Это больше публицистический термин нежели правовой.

Следует также обратить внимание, что многие современные ученые-международники указывают  на архаичность международного права и слабость его применения в связи с отсутствием наднациональных органов власти, к примеру так называемого «мирового правительства». Слабость обеспечительного механизма норм международного права ведет к нестабильности международного правопорядка. ООН же все дальше уходит от этих функций и показывает, что она не полномочна остановить беспорядки, своевременно вмешаться в вооруженный конфликт и восстановить права человека. Не смотря на то, что мы с вами живем в 21 веке люди продолжают гибнуть от грубого и примитивного вооружения, использующегося в 19-20 веках. Это еще одна проблема международного права, которая очевидна на сегодня, и она должна быть будет в скором времени решена, если мы хотим эффективной реализации международно-правовых договоренностей. Сегодня многие решения, достигнутые в ходе трудных и длительных переговоров средствами дипломатии,  остаются лишь на бумаге и не соблюдаются сторонами. В разговоре с юристами-практиками бытует мнение , что международное право, это не право, а набор рекомендаций, которые может исполняться государствами по их желанию, хотя это совсем не так. Если все будет продолжаться без изменений , мир еще ближе встанет перед лицом угрозы применения ядерного оружия. Многие ученые уже высказали  мнение, что третья мировая война уже началась и идет параллельно с информационной войной в СМИ. Военные действия в Украине, Афганистане, Сирии с огромным количеством человеческих жертв, многочисленными нарушениями границ и прав человека этому подтверждение. На сегодня международно-правовое регулирование не способно справиться с ситуацией в ходе вооруженных конфликтов, создать основу для мирных переговоров, решения спорных вопросов, существенно повлиять на поведение государств.

Если коротко охарактеризовать развитие международно-правовой науки в сфере исследования международных санкций, то это в первую очередь, разность подходов к понятию санкций. Одни ученые рассматривают санкции как правовые нормы, а другие связывают их с эффективностью права как средства имплементации и применения правовых норм. В теории права санкции ассоциируются с государственным принуждением к исполнению норм международного права. Все сходятся в одном, что санкции-это принудительные меры. Подходы к понятию, природе, месту санкций в международном праве все еще остаются предметом научного обсуждения.

Санкции за посягательство на международный мир и безопасность предусмотрены статьями 39-42 Устава ООН. Так, по окончании второй мировой войны к агрессорам Германии, Италии, Японии применили международные санкции, заключающиеся во временном ограничении суверенитета, отторжении части территории, послевоенной оккупации, демилитаризации, денацификации, демократизации,  ограничении юрисдикции и проч.

Необходимо отметить, что санкции, как форма принуждения, применяются только в случае совершения тяжкого международного преступления. Применение таких санкций в других случая неправомерно, потому что санкции являются своего рода реакцией международного сообщества на умышленное совершение противоправных действий, причинение значительного ущерба, нарушение прав человека и проч. Например, в 90 е годы были введены санкции против Ирака после разгрома его вооруженных сил, его заставили отвести войска от Кувейта, запретили иметь ракетное и химическое оружие. За исполнением санкций наблюдали международные инспекции.

В настоящее время по решению Совета Безопасности ООН (ст.41,42 Устава ООН) такие санкции могут вводиться вплоть до полной экономической блокады агрессора, перерыва экономических отношений, жд, морских, воздушных, интернет сообщений, разрыв дипломатических отношений.

Справочная информация:

Виды международных санкций

1. Коммерческие или торговые: полное (или частичное) эмбарго, прекращение технического обслуживания.

2. Финансовые: блокирование иностранных активов правительства, ограничение доступа на финансовые рынки, прекращении предоставления финансовой помощи.

3. Санкции в отношении передвижения: запрет на въезд своего государства определённых лиц или групп лиц, запрет на перемещение любых видов транспортного сообщения (в основном — воздушного).

4. Дипломатические: полный или частичный отзыв сотрудников дипломатических представительств из страны-объекта санкций, аннулирования дипломатических виз.

5. Спортивные и культурные: запрет на участие в спортивных соревнованиях лиц или групп лиц, представляющих страну-объект санкций, прекращение научного, технического и культурного сотрудничества путем обмена и поездок с участием лиц или группы лиц, представляющих страну-объект санкций.

6. Процессуальные санкции: прекращение или лишение права голоса, лишение права на представительство в выборных органах международной организации, неприятие или исключения из членства в международной организации.

Санкции ООН

Санкции ООН на сегодняшний день носят в большинстве своем невоенные, преимущественно экономические меры воздействия в виде эмбарго, замораживание активов отдельных лиц за рубежом. Решение о применении международных санкций ООН принимается Советом безопасности ООН.

Международные санкции ООН за все время существования организации применялись против: Анголы ( 15 сентября 1993 г.), Афганистана ( 15 октября 1999 г. ), Гаити ( 15 июня 1993 г. ), Конго ( 28 июля 2003 г. ), Ирака и Кувейта ( 6 августа 1990 г и 22 мая 2003 г. ), Ирана ( 23 декабря 2006 г. ), КНДР ( 14 октября 2006 г. ), Кот-д’Ивуара ( 15 ноября 2004 г. ), Либерии ( 19 ноября 1992 г. ), Ливана ( 7 апреля 2005 г. ), Ливии ( 31 марта 1992 г. ), Руанды ( 17 мая 1994 г. ), Сомали ( 23 января 1992 г. ), Судана ( 30 июля 2004 г. ), Сьерра-Леоне ( 8 октября 1997 г. ), Югославии ( 25 сентября 1991 г. ), Эритреи и Эфиопии ( 17 мая 2000 г. ), ЮАР ( 4 ноября 1977 г. ), Зимбабве ( 16 декабря 1966 г. ).

Международные санкции Евросоюза

Европейский союз (ЕС), по большому счету, не вводит санкции, ведь данная прерогатива прендлежит только ООН, но страны Евросоюза могут вводить ограничительные меры, которые действуют на территории стран-участниц.

Механизм наложения санкций ЕС предполагает принятие такого решения на Совете Европы — верховном органе власти, заседание которого, кстати, всегда проходит за закрытыми дверями. Решение о введение санкций ЕС оформляется соответствующим Постановлением.

Действующие на сегодня международные санкции

Санкции против Ирана. Были введены ЕС 27 октября 2010 года, а 27 июля 2010 года они были усилены. Санкции против Ирана предусматривают ограничения во внешней торговле, в финансовой, технологической, энергетической сфере. Запрещено страховать иностранным страховым компаниям иранские компании. Санкции против Ирана введены и ООН. Они предполагают эмбарго на поставку радиоактивных материалов, оружия, запрет на поездки и замораживание активов.

Санкции ООН против Афганистана предполагают замораживание активов, запрет на поездки и эмбарго на поставку оружия.

Санкции ООН против Конга предполагают эмбарго на поставку оружия, запрет на поездки и замораживание активов.

Санкции ООН против Ирака предполагают эмбарго на поставку оружия, замораживание активов.

Санкции ЕС против России. Были введены 17 марта 2014 года, второй этап санкций начался 20 марта. Поводом для введения санкций против РФ послужила позиции властей России относительно ситуации, которую уже назвали “Крымским кризисом”.

Санкции против России в основном предполагают запрет на въезд некоторым лицам на территорию некоторых стран, замораживание их счетов, а также запрет на ведение бизнеса с компаниями, которые им пренадлежат. Кроме того, по инициативе США некоторым российским банкам приостановили обслуживание пластиковых карт Visa и Mastercard.

В общей сложности пять пакетов санкий против России поддержали Организация экономического сотрудничества и развития, Организация североатлантического договора, “Большая восьмерка”, Европейский Союз. Список стран, которые ввели санкции против России: Великобритания, Германия, Латвия, Франция, США, Австралия, Албания, Исландия, Канада, Лихтенштейн, Молдавия, Норвегия, Новая Зеландия, Черногория, Швейцария, Япония.

Также до сегодняшнего дня действуют санкции ООН против таких стран как КНДР, Кот-дИвуар, Либерия, Ливан, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, ЮАР.

Полный перечень санкций против РФ можно посмотреть здесь по ссылке- Санкции против России (2022) — Википедия (wikipedia.org).

5 марта 2022 г. президент РФ Владимир Путин сравнил санкции с объявлением войны России.

К 7 марта 2022 года Россия стала мировым лидером по количеству наложенных на неё санкций, обойдя Иран. Число российских физических и юридических лиц, находящихся под санкциями, достигло 5530.

Официальный представитель министерства коммерции Китая Гао Фэн выступил против антироссийских санкций США, заявив, что они дестабилизируют мировой рынок, а официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь заявил, что правительство Китая считает неприемлемыми односторонние санкции США против России, поскольку за них в итоге приходится расплачиваться всем другим странам.

Понятно, что при наличии в мире всех видов вооружений в т.ч. и ядерного оружия у некоторых стран (большая статья госбюджетов),  мы имеем огромные риски, которые не могут решить такие меры, как применение санкций. Только полный отказ от вооружения и подписание международной конвенции о всеобщем разоружении поставит точку в данном вопросе, но вероятнее всего это станет возможным только после большой катастрофы на Земле.

Мне очень импонирует точка зрения д.ю.н, профессора Безбородова Ю.С., которую он высказал на лекции о природе международного права в Уральском ГЮУ (2), что мы живем сейчас в мире, который во многом стал возможен благодаря международному праву. Однако, отрасль международного права в период вооруженных конфликтах, сложившаяся после второй мировой войны, в большинстве своем как действия постфактум (международный суд над военными преступниками, послевоенное мирное урегулирование, разоружение и проч.) не может сегодня эффективно ответить на вызовы и угрозы 21 века, здесь нужны существенные изменения как в нормах материального , так и процессуального права, создание действенных механизмов по исполнению этих норм и принуждению к их исполнению. И международные санкции — это всего лишь небольшое звено в этой цепи.

Литература

  1. Алексеев С.С. Общая теория права. Учебник. Изд. 2е. М.: Проспект, 2009.
  2. Безбородов Ю.С. Видеолекция Природа международного права. //http://www.instagram.com/tv/CMMf3tVihMH/
  3. Бекяшев К.А. Международное публичное право. – М., 2003. – 1008 c. 99. 100.
  4. Василенко В.А. Международно-правовые санкции. – Киев, Вища школа, 1982. – 271 с. 101.
  5. Василенко В.А. Ответственность государства за международные правонарушения. – Киев: Вища школа, 1976. – 267 с.
  6. Крицкий К.В. Санкции и односторонние ограничительные меры в современном международном праве. Диссертация на соискание ученой степени к.ю.н.,М., 2019
  7. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М.:Юридическая литература, 1978.
  8. Курдюков Г.И., Кешнер М.В. Соотношение остветственности и санкций в международном праве: доктринальные подходы// Журнал российского права.2014.№9.С.103-115.
  9. Лукашук И.И. Право международной ответственности. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 160 с.
  10.  Маринич С.В. Экономические санкции в международном праве. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 227 c. 143.
  11. Мартенс Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов: в 2-х т. – М.: Зерцало-М, 2014. – Т.1– 761 c.
  12. Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М.:Дело, 1998.
  13. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб:Лань,2000.
  14. Сарсембаев М.А. Международное право. Алматы, Данекер, 2002
  15. Тункин Г.И. Теория международного права. М.:Зерцало,2000.
  16. Хабриева Т.Я., Капустин А.Я. Международное право и санкции. Поиск границ допустимого.//Вестник Российской Академии Наук, 2019, том 89, с.3-9
  17. Черниченко С.В. Контуры международного права. Общие вопросы.М.: Научная книга, 2014.