Время чтения - 3 минуты.

Понятие комплаенс в переводе с английского означает согласие, соответствие. Комплаенс в корпоративной культуре подразумевает правильное функционирование всех процессов в точном соответствии с законом и правилами, принятыми в компании.

 

Первым примером комплаенса можно считать создание в США Управления по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов (Food and Drug Administration) в 1906 году. Оно занималось контролем качества в области фармацевтики и пищевой промышленности, а также создавало правила, которым участники рынка были обязаны следовать.

 Повсеместное внедрение комплаенса ускорилось в 70-ых годах ХХ века, после того, как по США прокатилась волна скандалов, связанных с корпоративными и коррупционными нарушениями. Один из самых громких примеров - расследование Комиссии по ценным бумагам США в отношении ряда корпораций. Тогда выяснилось, что большое количество американских компаний давали взятки должностным лицам иностранных государств для продвижение их проектов. В результате этих скандалов в 1977 году в США приняли Закон «О коррупции за рубежом». Принятый закон запрещал американским физическим и юридическим лицам давать взятки в зарубежных странах.

 А вот самый крупный скандал девяностых обернулся банкротством для компании ENRON (крупнейшая энергетическая компания в США) в 2001 году. Причинами банкротства стали офшоры и фальсифицированная отчётность. Входящая в состав «большой пятерки» аудиторская компания Arthur Andersen, которая участвовала в подготовке документации, в итоге была расформирована. Так же пострадали миллионы миноритарных акционеров компании.

 В итоге в 2002 году в США был принят Закон «Сарбейнза-Оксли».Отныне все компании обязывались принять кодекс корпоративного поведения, усилить работу Комитетов по аудиту и предоставлять отчетности американским регуляторам. 

 Компании всерьез озаботились и по собственной инициативе объединились для разработки того, что мы сейчас называем комплаенс – некой системы, которая позволяет предотвращать нарушения и гармонизировать деятельность компании с законодательством.  

 В Казахстан комплаенс пришел в начале 2000-ых и сначала получил широкое распространение в банковской сфере. Для крупных игроков рынка понятие «комплаенс» уже давно вошло в обиход, а в последнее время практику комплаенс в обязательном порядке внедряет весь квазигосударственный сектор.  

 6 октября 2020 года Президент Касым-Жомарт Токаев подписал Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия коррупции». Основной упор в блоке поправок сделан на создание комплаенс-служб в субъектах квазигосударственного сектора. 

 Возникновение комплаенса в мире связано с глобализацией и интернационализацией мировой финансовой системы. Сегодня соответствие комплаенс-стандартам и порядкам является не просто красивым англицизмом, а необходимостью для ведения честной и прозрачной деятельности.